Геосинтетики

Применение геосинтетических  

материалов в дорожном строительстве

 

Одной из наиболее важных задач в дорожной отрасли является повышение срока службы и транспортно-эксплутационных показателей автомобильных дорог. Эта задача может решаться различными методами, одним из них является использование в дорожных конструкциях ГМ, которые могут выполнять самые разнообразные функции.

Использование ГМ в дорожном строительстве уже имеет свою историю, хотя и не очень продолжительную. За рубежом ГМ применяют с конца 60-х годов. Для выполнения этих функций на мировом рынке предлагается большое количество различных материалов. Производство геосинтетики в мире развивалось стремительно и в настоящее время на мировом рынке предлагается большое количество различных материалов. Предлагаемые материалы различаются, как по исходному сырью, так и технологии их изготовления, что приводит к различным физико-механическим характеристикам.

Виды сырья для изготовления ГМ

Виды геосинтетиков

ГеосеткаГеосеткаГеосетка

Асфальтобетон является наиболее распространённым материалом для покрытий автомобильных дорог и широко используется во всём мире с прошлого века. Однако асфальтобетонные покрытия постепенно исчерпывают свои физические возможности длительно сохранять высокую прочность и сплошность при столь высоких нагрузках.

Армирование асфальтобетонных покрытий ГМ позволяет повысить их сопротивление растягивающим напряжениям от силовых и температурных воздействий, уменьшить трещинообразование, колееобразование и увеличить срок службы в 2-4 раза. Об этом свидетельствуют как научные исследования, так и практика эксплуатации некоторых участков с армированными покрытиями.

Однако практика свидетельствует и о том, что далеко не всегда удаётся достичь существенных положительных результатов при армировании покрытий геосинтетическими материалами:

– нет единого мнения в вопросах конструирования и расчёта армированных дорожных одежд;

– нет определённости в выборе эффективных геосинтетических материалов, в требованиях к прочности, долговечности и деформативности этих материалов;

– далеко не всё ясно в вопросах технологии строительства армированных покрытий и механизации работ.

Для ответа на вопрос о том, какой материал следует применять в том, или ином случае были выполнены различные лабораторные исследования ГМ. Однако перед проведением комплексных испытаний исследователи столкнулись с проблемой: в России отсутствовали общепринятые методики определения показателей свойств ГМ, применяемых для дорожного строительства. Поэтому были разработаны собственные методики по определению:

  • предела прочности при растяжении и соответствующих предельных деформаций;
  • прочности узловых соединений;
  • термостойкости;
  • ползучести;
  • повреждаемости при уплотнении,

которые легли в основу ОДМ 218.5.1-2008 «Методические рекомендации по применению геосеток и плоских георешёток для армирования асфальтобетонных слоёв усовершенствованных видов покрытий при капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог».