Струйно-инъекционный метод ремонта асфальтобетонного покрытия
Струйно-инъекционная холодная технология заделки выбоин на дорожных покрытиях с помощью битумной эмульсии является сейчас одной из наиболее передовых и прогрессивных‚ несмотря на то‚ что в некоторых странах Европы и в Америке она с успехом применяется уже давно.
Суть ее состоит в том‚ что все необходимые операции выполняются рабочим органом одной машины (установки) самоходного или прицепного типа.
Подготовка выбоины к ремонту сводится фактически только к тщательной ее очистке от пыли‚ мусора и влаги путем продувки высокоскоростной струей воздуха и к обработке поверхности выбоины битумной эмульсией. Операция обрезки‚ разлома или фрезерования асфальтобетона вокруг выбоины в этой технологии не производится.
Сама заделка выбоины осуществляется посредством ее заполнения мелким щебнем, предварительно обработанным битумной эмульсией в камере смешения машины. За счет вовлечения и подачи щебня воздушной струей‚ его укладка в выбоину происходит с высокой скоростью‚ что обеспечивает хорошее уплотнение.
Производители оборудования и Российские технологи не предусматривают необходимость в дополнительном использовании виброплит и виброкатков. Но опыт проведения работ, статистика, испытания и эксперименты показывают, что применение вибро-уплотнительного оборудования необходимо.
Для ямочного ремонта по струйно-инъекционной холодной технологии рекомендуется использовать чистый мелкий щебень фракции 5–10 мм и быстрораспадающуюся катионную (для кислых каменных пород‚ например‚ гранита) или анионную (для основных каменных пород‚ например‚ известняка) битумную эмульсию 65-70-процентной концентрации.
Предварительно в лаборатории следует проверить адгезию битума к щебню и время распада эмульсии‚ которое не должно превышать 15-20 мин. При необходимости следует внести коррективы в состав эмульсии и адгезионных добавок.
Для производства данного вида работ мы используем установку Magnum производства компании Crafco США и разделяем работы на шесть этапов:
1.Удаление пыли. Вычищаем место ремонта, освобождаем от кусков асфальта, щебня, пыли, грязи, илистых отложений. При необходимости просушиваем тепловым копьём Crack Jet компании KM International США. В зимний период обязательно прогреваем.
2.Подгрунтовка. Подгрунтовываем место ремонта битумной эмульсией.
3.Заполнение места ремонта. Заполняем место ремонта мелким щебнем‚ предварительно обработанным битумной эмульсией в камере смешения машины.
4.Присыпаем необработанным щебнем.
5.Присыпаем смесью минерального порошка с отсевами гранитного щебня. Данная операция не предусматривается ни производителями техники, ни нормативными документами, но добавление минерального материала значительно сокращает период распада эмульсии и делает поверхность менее пористой. В зимний период мы добавляем смесь и на этапе заполнения места ремонта обработанным эмульсией щебнем.
6.Уплотнение. Данная операция также никем и ничем не предусматривается, но имеет весьма положительный эффект. При работе с трещинами мы с усилием в несколько тонн вдавливаем щебень в трещину, а не только создаём слой над ней, который впоследствии под колёсами автомобилей доуплотняется. В результате проявляется трещина, а во время дождя наполняется водой и гидравлическим ударом разбивается. При работе с ямами уплотнение необходимо по тем же причинам. Так же при уплотнении виброплитами мы более тщательно смешиваем эмульсию с минеральным материалом, тем самым ускоряем химическую реакцию, по распаду эмульсии, и выдавливаем освободившуюся воду на поверхность.
В завершении описания струйно-инъекционного метода хочется заметить, что данная технология ямочного ремонта в нашей стране используется только в летний период, но её можно использовать почти круглый год. Небольшой опыт в России и более обширная практика его применения‚ например в США‚ Англии, Швеции‚Финляндии показывают‚ что фактически крепкую и долговечную заделку выбоины можно обеспечить даже при температуре воздуха до – 10…-15°С. Разработчики метода и оборудования на основе опыта его использования в 25 штатах США дают гарантию на 3-летний срок службы отремонтированных мест.
Технологи нашей компании при поддержке специалистов из Америки и Финляндии смогли добиться положительного эффекта в использовании этого метода в зимний период. Основной проблемой является вода которая в зимний период быстро замерзает, но разработанная рецептура эмульсии и ряд мероприятий направленных на сокращение фазы её распада позволили зимой 2007-2008 года отремонтировать более 9000 м2 дорожного покрытия на автомагистрали М1 Москва-Минск.