Продажа, ремонт, обслуживание спецтехники, складской техники, грузовых автомобилей

8-800-775-1443

Бесплатно для звонков по РФ

+7 (8332) 247-303

Расчет дорожных одежд

Автомобиль расчетный (расчетная нагрузка) — условная транспортная единица, параметры которой (нагрузка на колесо, давление на покрытие, диаметр круга, равновеликого площади передачи давления в зоне контакта) используют в расчетах дорожной одежды и ее элементов. Для перехода от автомобилей с различными осевыми нагрузками к расчетным используют суммарные коэффициенты приведения транспортного средства к расчетной нагрузке.

Время, действия транспортной нагрузки — период времени, в течение которого в определенной точке или в пределах определенной площади покрытия приложена нагрузка, вследствие чего в слоях дорожной конструкции происходят те или иные изменения (напряжения, деформации, колебания и т. д.).

Габариты подвижного состава — предельные внешние очертания, определяющие контур транспортных средств по высоте, ширине и длине, в которых должно помещаться на прямом горизонтальном участке исправное и груженое транспортное средство (автомобиль, автопоезд, автотягач с полуприцепами и др.) со всеми выступающими частями и сигналами.

Деформативная способность слоев — свойство слоев дорожной одежды деформироваться при воздействии на них нагрузки и в случае упругой деформации восстанавливать свои первоначальные форму и размеры после удаления нагрузки.

Деформация — изменение формы или размеров насыпи, дорожной одежды, сооружения и т. п. без изменения массы.

Деформация допускаемая — применительно к дорожной конструкции нормируемое предельно возможное изменение формы или размеров (без изменения массы) земляного полотна и дорожной одежды.

Деформация остаточная — часть деформации, остающаяся в конструкциях и их элементах после прекращения действия нагрузки.

Деформация относительная допускаемая — применительно к дорожным одеждам отношение допускаемой вертикальной деформации (прогиба) к диаметру круга, равновеликого по площади отпечатку колеса расчетного автомобиля; может быть упругой, упругой совместно с остаточной либо только остаточной.

Деформация пластическая — остаточная деформация без изменения объема материала земляного полотна и дорожной одежды от воздействия внешних сил (нагрузок).

Деформация предельная — изменения формы или размеров сооружения, приводящие к предельному его состоянию.

Деформация разрушающая — изменения формы или размеров материала или сооружения, приводящие их к разрушению.

Деформация упругая — деформация, мгновенно исчезающая после снятия действующих на тело нагрузок.

Деформация упруго-вязкая (эластичная) — изменение формы или размеров, возникающее в дорожной одежде от действия нагрузок автомобиля, сопровождающееся замедленным их упругим восстановлением после снятия нагрузки.

Деформация упруго-пластическая — совокупность упругой и пластической деформаций материала или сооружения от действующих внешних нагрузок.

Допуск — наибольшее и наименьшее допускаемые отклонения параметров отдельных частей дорожных сооружений от установленных проектом или нормами.

Дорожной одежды коэффициент прочности требуемый — расчетный показатель, на который умножают минимальный требуемый общий модуль упругости дорожной одежды для вычисления общего модуля упругости (понятие введено ОДН 218.046.01).

Дорожной одежды морозное пучение — неравномерное поднятие поверхности дорожной одежды по причине замерзания влаги, накапливающейся в зоне промерзания.

Дорожной одежды морозоустойчивость — способность дорожной одежды не проявлять морозного пучения более допустимой величины.

Жесткость — способность материала или дорожной конструкции сопротивляться упругому деформированию под действием нагрузки.

Запас прочности — превышение фактической прочности материала или дорожной конструкции над необходимой прочностью, полученной в результате расчета.

Износостойкость покрытия — способность дорожного покрытия сопротивляться износу (истиранию), возникающему под действием на него колес движущихся транспортных средств.

Коэффициент динамичности нагрузки — отношение напряжения (деформации), вызванного динамическим действием нагрузки, к напряжению (деформации), вызванному статическим действием той же нагрузки.

Коэффициент постели — коэффициент, характеризующий податливость основания, численно равный усилию, которое надо приложить к единице площади основания, чтобы дать ему осадку, равную единице длины.

Коэффициент приведения — отношение результата воздействия на дорожную одежду транспортного средства с определенной осевой нагрузкой к результату воздействия расчетного автомобиля (с учетом воздействия более легкой ведомой оси).

Коэффициент суммирования — показатель, служащий для пересчета суточной интенсивности движения автомобилей к суммарному числу приложений нагрузки за срок службы дорожной одежды (понятие введено ОДН 218.046.01).

Коэффициент уменьшения напряжений — отношение напряжения от движущейся нагрузки, приложенной к свободному краю бетонной плиты на середине ее длины, к напряжению, возникающему от той же нагрузки в середине плиты (при смещении нагрузки).

Модуль деформации дорожной одежды или материала ее слоя

— отношение удельного давления, передаваемого испытательной нагрузкой, к общей относительной деформации дорожной одежды или материала ее слоя. Относительная деформация равна отношению совокупности упругой и остаточной деформации дорожной одежды или материала ее слоя к диаметру круга, равновеликого по площади отпечатку колеса расчетного автомобиля.

Модуль упругости дорожной одежды или материала ее слоя

— отношение удельного давления, передаваемого испытательной нагрузкой, к относительной упругой деформации. Относительная упругая деформация равна отношению упругой (обратимой) деформации дорожной одежды или материала ее слоя к диаметру круга, равновеликого по площади отпечатку колеса расчетного автомобиля.

Модуль упругости минимальный требуемый — расчетный параметр дорожной одежды, вычисляемый в зависимости от суммарного расчетного числа приложений нагрузки за срок службы дорожной одежды (понятие введено ОДН 218.046.01).

Модуль упругости общий — модуль упругости системы, включающий слои дорожной одежды и грунт земляного полотна (ранее называли эквивалентный модуль упругости).

Модуль упругости статический — модуль упругости, рассчитанный при длительном действии нагрузки.

Нагрузка временная — нагрузка, действующая непродолжительный промежуток времени, в ряде случаев многократно повторяющаяся, например нагрузка от движущихся транспортных средств.

Нагрузка динамическая — нагрузка, прикладываемая кратковременно (большей частью доли секунды).

Нагрузка на колесо — нагрузка, передаваемая на колесо автомобиля или прицепа (часто наиболее нагруженное колесо задней оси) или другого колесного средства.

Нагрузка нормативная (расчетная) — нагрузка, установленная для целей расчета дорожной одежды.

Нагрузка осевая — нагрузка, передаваемая на ось автомобиля или прицепа (часто на наиболее нагруженную ось).

Нагрузка приведенная — условная нагрузка на колесо или ось того или иного автомобиля, умноженная на коэффициент приведения.

Нагрузка статическая — нагрузка, действующая на дорожную одежду длительное время, например нагрузка от стоящего автомобиля.

Напряжение допускаемое — напряжение, применяемое при расчете слоев дорожной одежды на растяжение при изгибе или прочность при сдвиге, определяемое путем деления предельного напряжения на коэффициент запаса.

Напряжения от нагрузки — напряжения, возникающие в слоях дорожной одежды от статической или динамической нагрузки, например от стоящего или движущегося автомобиля.

Напряжения суммарные — напряжения в слоях дорожной одежды от совместного воздействия нескольких факторов, например, нагрузки и температуры.

Напряжения температурные — напряжения, возникающие в монолитных слоях дорожной одежды вследствие изменения температуры окружающего воздуха.

Несущая способность — свойство земляного полотна и слоев дорожной одежды сопротивляться воздействию нагрузок от транспортных средств; характеризует прочность соответствующих конструктивных слоев.

Отпечаток (след) колеса — площадь контакта, через которую передается нагрузка от колеса автомобиля на поверхность дорожной одежды.

Параметры дорожной одежды расчетные — основные характеристики дорожной одежды и их численные значения, полученные в результате расчета или задаваемые предварительно (толщины слоев, прочность на растяжение при изгибе, прочность на сдвиг, модули упругости, деформативные свойства материала).

Прогиб упругий — вертикальная деформация дорожной одежды или на поверхности ее слоев, возникающая под действием испытательной нагрузки или от колеса автомобиля и восстанавливающаяся после снятия нагрузки.

Прочность дорожной одежды — свойство дорожной одежды сохранять сплошность своей поверхности (отсутствие трещин) и ровность в допустимых пределах под воздействием многократно повторяющихся нагрузок от движущегося транспорта и погодно-климатических факторов в течение срока службы.

Расстояние между швами — размер интервала между деформационными швами в цементобетонных покрытиях и основаниях и других жестких слоях, устанавливаемое расчетом или нормами.

Расчет дорожной одежды — установление конструктивных слоев дорожной одежды и их толщины по действующей утвержденной методике. При расчете жестких покрытий устанавливают также расстояние между деформационными швами.

Толщина плиты расчетная — толщина плиты цементобетонного покрытия или основания, установленная расчетом по действующей методике.

Трещиностойкость — свойство монолитного покрытия или других конструктивных слоев дорожной одежды противостоять образованию трещин под воздействием природно-климатических факторов и транспортных средств

go top