Элементы, сооружения и конструкции земляного полотна
Анкерные удерживающие конструкции — один или несколько рядов так называемых анкерных затяжек, каждая из которых состоит из анкерной плиты и анкерной тяги, предназначены для обеспечения устойчивости оползневых склонов.
Армогрунт — армированный грунт, создаваемый путем конструктивного и технологического объединения грунтовых слоев и арматуры в виде металлических, пластмассовых полос, расположенных горизонтально, способных выдержать значительные по сравнению с грунтом растягивающие усилия.
Банкет — сооружение правильной формы (трапецеидального или треугольного сечения) из грунта, отсыпаемого вдоль верхней бровки выемки для ограждения и защиты ее откосов от размыва поверхностными водами.
Барраж (запруда) — сооружение, предназначенное обеспечивать требуемую устойчивость склона (откоса) в оползневой или обвальной зонах. Различают: поддерживающий, улавливающий и перепускной.
Берегозащитные сооружения — система устройств для защиты автомобильных дорог, проходящих по берегу, от оползней, а также от абразии (разрушения волнами и прибоем берегов морей, озер, водохранилищ) и боковой эрозии. Устраивают в виде волноотбойных стен, подводных и надводных волноломов (для защиты подводного склона) и бун (для защиты надводных склонов и приурезовой зоны), а также глыбовой наброски, габионов и наброски фигурных железобетонных блоков. Основная задача сводится к гашению энергии волны, накоплению наносов на пляже и в пределах прибрежной акватории.
Берма — горизонтальная или слегка наклоненная полоса (площадка), устраиваемая на поверхности откоса насыпи или выемки с целью повышения общей устойчивости откоса и прохода машин при производстве строительных и ремонтных работ на откосе.
Буна — сооружение, являющееся разновидностью запруд для защиты берегов и конусов от размыва. К ним относят тюфяки, каменные наброски, мощение.
Быстроток — водоотводное сооружение в виде сборного лотка из нежестко соединенных железобетонных секций телескопической конструкции. Устраивается на больших склонах и рассчитывается на высокие скорости течения воды. Служит для отвода воды от нагорных и других канав и заканчивается водобойным колодцем.
Водобойный колодец — сооружение водоотвода, предназначенное для гашения энергии воды, движущейся по быстротоку или перепаду.
Водонепроницаемые экраны — сооружения, предназначенные для создания мерзлотной перемычки в потоке наледеобразующих вод и вывода их на поверхность в удалении от искусственных сооружений.
Водоотвод дорожный — комплекс сооружений и отдельных конструктивных устройств, предназначенный для предотвращения переувлажнения земляного полотна и скопления воды на дорожном полотне.
Водоотводные устройства — комплекс сооружений, отводящих воду от земляного полотна и дорожной одежды и предотвращающих их переувлажнение (боковые канавы, лотки, водосборные колодцы, водопоглощающие и дренажные устройства).
Водосток (ливневая канализация) — система отвода поверхностных вод в городах, предназначенная для сбора и отвода дождевых и талых вод, вод от полива и мытья улиц, вод из дренажных систем и внутренних водостоков зданий. Различают открытую систему, состоящую из лотков и кюветов, входящих в поперечный профиль улиц, водоотводных канав, тальвегов, русел малых рек, закрытую — состоящую из сети трубопроводов, водоприемных и смотровых колодцев и камер и смешанную — включающую элементы закрытой и открытой сети.
Воронки трубчатые — дренажные трубы с приемной частью из чистого щебня, гравия или фильтрующего бетона, прокладываемые под обочинами для отвода воды из дренирующих слоев дорожной одежды и осушения верхней части земляного полотна.
Выемка — земляное сооружение, выполненное путем срезки грунта по заданному профилю; при этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли. Раскрытая выемка — мелкая выемка, устраиваемая с пологими откосами (более 1:10) для облегчения переноса через нее снега ветровым потоком. Разделанная под насыпь — выемка с пологими откосами и боковыми резервами, устраиваемая для уменьшения заносимости ее снегом. Выемка глубокая — выемка глубиной более 12 м в глинистых, песчаных или крупнообломочных грунтах, более 16 м — в скальных грунтах.
Выпуск дренажный — поперечные выпуски из продольных дрен, устраиваемые из длинномерных труб диаметром 8-10 см. Элемент дренажной конструкции мелкого заложения. Уклон труб-выпусков принимают больше уклона продольных дрен, но не менее 0,04-0,05. Расстояния между поперечными выпусками устанавливают с учетом продольного уклона дороги и рельефа местности.
Геокомпозит — составной материал, среди компонентов которого имеется, по крайней мере, один геотекстильный материал или материал, содержащий геотекстиль.
Геомембрана — тонкая гибкая непрерывная геосинтетическая пленка, непроницаемая для жидкостей даже в условиях эксплуатации, которая применяется для защиты грунта от проникновения воды или для удержания воды в пределах определенного слоя грунта. Существуют также битумные геомембраны.
Георешетка — геосинтетический материал в виде равномерной сетки из соединенных в одно целое полимерных элементов, работающих на растяжение; геометрические параметры отверстий сетки (решетки) обеспечивают значительное механическое сцепление с грунтом.
Геосетка — геосинтетический материал, в котором сетка связана узлами и в котором отверстия шире, чем элементы плетения.
Геотекстиль — тканый или нетканый рулонный строительный материал, изготавливаемый из различного волокнистого сырья со значительной долей синтетических компонентов и используемый в качестве прослоек для различных целей при строительстве, реконструкции и ремонте земляных сооружений.
Геотекстиль нетканый — геосинтетический материал в виде полотна, тонкого листа или войлока, изготовленного из направленных или произвольно ориентированных волокон, скрепленных посредством трения и/или когезии и/или адгезии.
Геотекстиль тканый — геосинтетический материал, получаемый путем переплетения, обычно под прямым углом, двух или нескольких компонентов пряжи, волокон, нитей, лент или других элементов.
Глубина выемки — расстояние от уровня дневной поверхности грунта до низа дорожной одежды по оси земляного полотна в выемке.
Дно корыта — условное определение уплотненной поверхности земляного полотна с боковыми валиками или без них, на которой непосредственно устраивают дорожную одежду. Различают вырезное (на участках нулевого профиля, выемок и невысоких насыпей) и присыпное корыто — на участках насыпей высотой не менее толщины дорожной одежды.
Дрена вертикальная песчаная (пластиковая) — сооружение в толще слабого основания (болото), в плане дрены располагают в шахматном порядке, что позволяет ускорить осадку земляного полотна на болотах за счет ускорения фильтрации воды из основания.
Дрена вертикальная ребристая — дренажная конструкция, установленная между проезжей частью и укрепленной засевом трав обочиной дороги, для сбора воды, которая просачивается в дорожную одежду, и для предотвращения проникания воды из обочины, укрепленной засевом трав, на проезжую часть.
Дрена трубчатая — водоотводное устройство закрытого типа, состоящее из полых элементов с перфорированными или пористыми стенками, для отвода воды из-под дорожной одежды или для осушения подстилающего слоя с выходом на дневную поверхность.
Дрена фильтрующая — дрена, представляющая собой канаву, обычно глубиной 1 м, с трубой из пористого перфорированного материала или с открытыми швами, которая уложена и засыпана пористым материалом. Дрена используется для сбора как поверхностной воды, так и для закрытого дренажа («фильтрующая дрена», обычно шириной 0,6 м) или только для закрытого дренажа («дрена французская», обычно шириной около 0,15 м).
Дренаж — геотехническая конструкция, служащая для перехвата и отвода подземных или поверхностных вод. Различают дренажи: откосный, перехватывающий и подкюветный.
Дренаж прерывающий — сооружение на откосах выемок и насыпей на косогорах для перехвата грунтовых вод из водоносного слоя и недопущения их выхода на откос. Устраивается также на спусках автомобильных дорог, на участках перехода из мокрых выемок в насыпь.
Дренаж противооползневый — сооружение в виде системы открытых или закрытых канав для перехвата подземных вод выше оползневого участка.
Дренажная воронка — водоотводное сооружение закрытого типа, сооружаемое под обочинами по обеим сторонам дорожной одежды в шахматном порядке и заполняемое дренирующим материалом для отвода воды или осушения верхней части земляного полотна, с выходом на дневную поверхность.
Дренажная прорезь (завеса) — совершенный тип дренажа для дренирования подземных вод в верхней части косогора (на обоих склонах). Заглубляют в водоупор при глубине перехвата водоносного слоя до 3 м. Располагают по возможности перпендикулярно к направлению перехватываемых потоков подземных вод.
Дренажная траншея — сооружение, представляющее собой ров, параллельный оси дороги и располагаемый в толще слабого основания (болото), для ускорения осадки земляного полотна.
Дренажные сооружения — комплекс сооружений, предназначенных для понижения уровня и сбора грунтовых вод с их отводом из земляного полотна и из-под дорожных одежд. Различают: горизонтальный дренаж, к которому относятся трубчатый дренаж, сплошная прорезь, дренажная галерея, горизонтальные скважины (дрены), и вертикальный дренаж — забивные и сквозные фильтры, колодцы, сифонный дренаж. Дренажные устройства укладывают: выше водоупора глубокого залегания (несовершенный дренаж); на поверхность или ниже водоупора при неглубоком его залегании для полного перехвата подземных вод (совершенный дренаж).
Дюза — щит, устанавливаемый на столбах и располагаемый почти параллельно подветренному склону, способствует увеличению скорости снего-ветрового потока в приземном слое, что препятствует образованию лавин.
Земляное полотно — сооружение, предназначенное для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги. Возводится из местных или привозных грунтов с обеспечением устойчивости самого земляного полотна, его обочин, откосов и естественных подстилающих грунтов. К земляному полотну относят связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства и др.
Земляное полотно улучшенное — слой, устраиваемый путем обработки материала земляного полотна на месте строительства.
Зероторы (охлаждающие установки С.И. Гапеева) — металлические замкнутые трубы, погруженные в грунт до водоупора и заполненные керосином; предназначены для создания мерзлотной перемычки.
Иглофильтр — оборудование для глубинного водопонижения в грунтах с коэффициентом фильтрации от 2 м/сут. при невозможности применения открытого водоотлива. Высота всасывания 7-8 м.
Кавальер — отвал грунта, насыпь, отсыпаемая в стороне от дороги из грунта, не использованного для возведения земляного полотна при разработке выемки.
Канава боковая (кювет) — канава, проходящая вдоль земляного полотна для сбора и отвода поверхностных вод, стекающих с проезжей части и окружающей местности, с поперечным сечением лоткового, треугольного или трапецеидального профиля.
Канава водоотводная — канава, предназначенная для пропуска воды из боковых канав и резервов или находящихся в пределах дорожной полосы котловин в ближайшие водоемы или пониженные места рельефа.
Канава забанкетная — канава, располагаемая между банкетом и отвалом, собирающая воду, которая может стекать с отвала в выемку.
Канава нагорная — канава, отрываемая с нагорной стороны дороги для перехвата стекающей по склону воды и отвода ее от дороги.
Канава осушительная — канава для понижения уровня грунтовых вод в местах, где они расположены вблизи от поверхности земли при прохождении дороги в заболоченной местности.
Канава перехватывающая — сооружение в виде сети каналов, прокладываемых под острым углом к направлению движения оползня с бетонированием их дна и стенок.
Канава поперечная — водоотводная канава, сооружаемая при ожидаемом большом скоплении воды для спуска ее из боковых канав в сторону от земляного полотна.
Каптаж противооползневый — сооружение в виде колодца с дренажной засыпкой и дренажной трубой, сооружаемое на откосах выемок, если прорезан водоносный слой или при наличии выхода постоянных источников (родников). Служит для организованного отвода подземных вод, выходящих на дневную поверхность, и для предотвращения размыва ими откосов.
Колодец водосборный — устройство, перехватывающее в определенных местах дороги поверхностные воды и отводящее их через другие водоотводные устройства.
Колодец поглощающий — колодец или буровая скважина, служащие для спуска грунтовых вод, залегающих близко от поверхности земли, в более глубокие водонепроницаемые слои, способные поглощать воду. Устраивают преимущественно в равнинной местности для улучшения условий эксплуатации земляного полотна.
Кольктафель — противолавинное сооружение снегорегулирующего действия, представляющее собой отдельно стоящие устройства, имеющие в сечении форму трапеции.
Контрбанкет — инженерное сооружение из камня или грунта, устраиваемое в виде присыпки к насыпи взамен подпорных стен. Сооружается на особо крутых косогорах у подошвы насыпей или полунасыпей-полувыемок в целях их укрепления или борьбы с выпором оснований.
Контрфорс — отдельно стоящий элемент каменной кладки на растворе или из бетона, подпирающий наклонные пласты породы верхового откоса земляного полотна (верхового склона).
Корыто — углубление в земляном полотне для размещения в нем дорожной одежды.
Лоток — придорожная водопропускная канава небольшой глубины (овального или треугольного поперечного профиля) с пологими мощеными откосами. Устраивается на пересечении периодически действующих водотоков (с глубиной воды не более 0,2 м) или для пропуска воды поверх проезжей части — перепускной лоток.
Лоток придорожный — неглубокий лоток для стока поверхностных вод. Лоток прибордюрный — разновидность лотка, устраиваемого вдоль бортового камня (бордюра).
Лоток телескопический — для отвода поверхностных вод по откосу насыпи или выемки. Сборная конструкция из железобетонных элементов трапецеидальной формы, вдвигаемых один за другим узкой частью в верхнюю, более широкую часть ранее уложенного элемента.
Насыпь — инженерное земляное сооружение, устраиваемое из природных и (или) техногенных грунтов, в пределах которых вся поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли.
Обочина — боковая полоса земляного полотна с каждой его стороны между его бровкой и кромкой проезжей части, предназначенная для предохранения краев дорожной одежды от разрушения, вынужденной остановки автомобиля в случае неисправности, размещения остановочных полос, барьерных ограждений, средств сигнализации и других средств, обеспечивающих безопасность движения. Обочины могут быть необработанные (грунтовые) и укрепленные асфальто- и цементобетоном, местными материалами (щебнем, гравием, шлаком) или засевом трав. Ширина обочин нормируется в зависимости от категории дороги.
Основание выемки — массив грунта ниже границы рабочего слоя.
Основание естественное — массив грунта в условиях естественного залегания, используемый в качестве несущего основания насыпи.
Основание насыпи — подстилающий естественный грунт с ненарушенной структурой, на котором сооружают земляное полотно.
Основание насыпи слабое — основание, в котором в пределах активной зоны имеются слои слабых грунтов общей мощностью не менее 0,5 м.
Отвал грунта — насыпь, образуемая в результате размещения вскрышных пород на специально отведенных площадях. Отвал может занимать и отрицательные формы рельефа — низины, овраги и т. п. участки.
Откос земляного полотна — поверхность, сопрягающая обочину с поверхностью придорожной полосы или водоотводных сооружений.
Откосная часть — у насыпи — часть насыпи, расположенная между поверхностью откоса и вертикальной плоскостью, проходящей через бровку земляного полотна; у выемки — часть грунтового массива, расположенная со стороны оси земляного полотна и ограниченная вертикальной плоскостью, проходящей через бровку выемки.
Отмостка — укрепление поверхности земляного полотна штучным материалом (мощением) у низовой стороны водопропускной или дренажной трубы, а также на периодически затопляемом участке для предотвращения эрозии грунта.
Перепад — элемент водоотвода в виде канавы, имеющей в продольном профиле ступенчатую форму для уменьшения скорости течения воды. Устраивают перепады при значительных уклонах для предотвращения размыва.
Поверхность земляного полотна — поверхность земляного полотна или улучшенного верхнего слоя земляного полотна, на которых расположена дорожная одежда.
Поглощающие устройства — водоприемные устройства, отводящие воду в нижние пористые водопроницаемые слои подстилающего грунта.
Подошва насыпи — нижняя поверхность тела насыпи, опирающаяся на естественный грунт.
Полка земляная — поверхность уступа, устраиваемого на устойчивых склонах (крутизной более 1:3) путем врезки в косогор. В тех случаях, когда не могут быть выполнены откосы требуемой крутизны, устраиваются подпорные или одевающие стены. В выемках между подошвой нагорного откоса и канавой (на уровне бровки) предусматриваются полки шириной 0,5-1,0 м.
Полоса отвода — полоса местности, выделяемая для расположения на ней дороги, постройки вспомогательных сооружений и посадки придорожных зеленых насаждений. Различают также полосу, временно отведенную для устройства боковых резервов, карьеров, которая после окончания строительства подлежит рекультивации и возврату землепользователям.
Полувыемка-полунасыпь — земляное сооружение на косогоре, выполненное путем срезки уступом части естественного грунта с использованием его в полунасыпь или в отвал.
Прослойка геотекстильная — прослойка в земляном полотне или в конструкции дорожной одежды из геотекстиля. Различают армирующие, дренирующие, капилляропрерывающие, защитные и технологические прослойки.
Прослойка изолирующая — дополнительный конструктивный водонепроницаемый слой. Устраивается в теле земляного полотна, когда невозможно обеспечить требуемое расстояние низа дорожной одежды над уровнем воды или поверхностью земли. Различаются прослойки: сплошные и замкнутые (толщиной 3-8 см) или капилляропрерывающие (толщиной 10-15 см). Глубина заложения от поверхности покрытия не менее 0,9 м для II дорожно-климатической зоны и на 0,2 м выше возможного наивысшего горизонта грунтовых вод или длительного подтопления насыпи.
Резерв — территория, отводимая для разработки грунта неглубокими выработками правильной формы, из которых грунт используют для отсыпки насыпи автомобильной дороги. Закладывается непосредственно у основания насыпи с одной или двух ее сторон или с нагорной стороны, а если невозможно, — вдали от дороги на отведенном участке сосредоточенного грунтового карьера.
Слани — деревянные настилы, устраиваемые на слабых грунтах в основании насыпи, обеспечивающие равномерное распределение нагрузок.
Слой земляного полотна рабочий — верхняя часть земляного полотна, расположенная от низа дорожной одежды до 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности проезжей части.
Слой земляного полотна улучшенный — дополнительный (необязательный) слой из необработанного или обработанного каменного материала, расположенный в пределах рабочего слоя земляного полотна, устраиваемый с целью улучшения свойств дорожного основания.
Стена волноотбойная — сооружение, устраиваемое для защиты участков автомобильной дороги от воздействия речных и морских вод при наличии береговых оползней.
Стена заградительная — сооружение, устраиваемое на склонах для задержания осыпи и предотвращения ее выхода к автомобильной дороге.
Стена одевающая — сооружение, предназначенное для защиты откосов выемки в грунтах, легко поддающихся разрушению под влиянием атмосферных воздействий. Выполняют из бетона или каменной кладки наклонными или вертикальными слоями, одно — или многоярусными в тех случаях, когда распор близок к нулю. Применяют главным образом при мергелистых и тонкоплитчатых сланцевых грунтах, в глубоких выемках и для защиты делювиальных грунтов, содержащих значительное количество мелких частиц. Обязательно устройство застенного дренажа с отводом воды.
Стена подпорная — сооружение, предназначенное для удержания от обрушения находящегося за ним грунта и воспринимающее расположенные на его поверхности нагрузки. Устраивают взамен откосов насыпей, на крутых склонах в полувыемке, в оползневых и сейсмических районах, на косогорах, на берегах рек и морей, в районах осыпей и др. Строят из железобетона, бетона, каменной кладки, из габионов и ряжей. Обязательно устройство застенного дренажа с отводом воды в сторону. Различают подпорные стены: верховые, расположенные выше поверхности дороги, и низовые, расположенные ниже поверхности дороги.
Стена подпорная верховая — сооружение, предназначенное для обеспечения устойчивости верхового откоса полувыемки, при придании откосам большой крутизны.
Стена подпорная низовая — сооружение, предназначенное для обеспечения устойчивости полунасыпи в пределах ее низового откоса, или ограничения земляного полотна по внешней бровке.
Траншеи-полки — сооружения капитального типа, устраиваемые на склонах для улавливания осыпей в целях предохранения автомобильной дороги от завала.
Улавливающая траншея — сооружение трапецеидальной формы, предназначенные для защиты дорог от обвалов с верховой стороны земляного полотна вдоль дороги на пологих участках горных склонов.
Улавливающие стены — сооружения, предназначенные для защиты дорог от обвалов горных склонов с верховой стороны. Устраивают в скальных грунтах, как и подпорную стену, из каменной кладки или монолитного бетона с устройством амортизирующей отсыпки.
Ядро насыпи — часть насыпи, ограниченная сверху нижней границей рабочего слоя, снизу — поверхностью основания насыпи и с боков — вертикалями, проведенными через бровки земляного полотна.